О компании  |  Продукция  |  Новости  |  Пресса  |  Контакты

      на главную   контакты

     Главная Пресса

Версия для печати



Мы на Facebook

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ быстровозводимых зданий
в ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Характерной чертой развития отечественного и зарубежного строительства последнего времени является расширение области использования не только обычных, традиционных и капитальных зданий и сооружений, но и необычных, нетрадиционных, альтернативных строительных объектов. К их числу относятся быстровозводимые и мобильные комплексы.

Существующие капитальные строительные системы имеют следующие основные недостатки: длительные сроки возведения; значительный вес конструкций, оказывающий большое давление на грунт; невозможность быстрой разборки элементов при необходимости изменения планировочных решений; повышенные финансовые и трудовые затраты при перевозке тяжелых элементов; отсутствие планировочных и конструктивных решений для трансформации помещений и т. д.

Мобильные комплексы устраняют данные недостатки и характеризуются следующими достоинствами: возможностью разборки без существенного разрушения материалов; рациональной передислокацией серийными видами автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта; быстрым изменением объемно-планировочного решения в зависимости от динамики потребностей людей; наличием встроенного оборудования и мебели; возможностью монтажа без использования тяжелого кранового оборудования и вручную; превращением статической и не изменяющейся искусственной среды обитания в новое, адаптирующееся и динамичное пространство.

Мобильные здания и сооружения - объекты комплексной заводской поставки, конструкции которых обеспечивают возможность их разборки и передислокации. При этом конструктивные решения элементов, узлов и строительные материалы позволяют осуществлять многократные процессы демонтажа, транспортирования и монтажа на новых местах эксплуатации.

Сегодня в строительстве применяются различные типы и виды мобильных зданий (сборно-разборные, контейнерные, трансформирующиеся, тентовые, пневматические и комбинированные).

Быстровозводимые здания и сооружения - объекты, конструкции которых обеспечивают их оперативный монтаж со сроками, значительно меньшими по сравнению с нормативной продолжительностью строительства. Как правило, быстровозводимые объекты в отличие от мобильных не предназначаются для разборки и транспортирования на новое место.

Совокупности функционально взаимосвязанных быстровозводимых и мобильных объектов и их инженерных систем формируют быстровозводимые и мобильные здания и комплексы.

К быстровозводимым комплексам можно отнести объекты из особых, часто некапитальных конструкций, которые позволяют построить здание в сроки, значительно меньшие, чем это предусмотрено для сопоставимых капитальных конструкций по принятым нормам продолжительности строительства. Они не рассчитаны на последующую разборку, транспортирование и монтаж. Главной целью быстро-возводимых комплексов является сокращение сроков строительства и ускорения ввода в эксплуатацию.

Проблема проектирования, строительства и эксплуатации мобильных и быстровозводимых комплексов чрезвычайно актуальна для России и зарубежных стран. Данной проблемой активно занимаются многочисленные учебные, научные и проектные учреждения Росстроя, Минобороны, МЧС и других федеральных и территориальных ведомств.

Однако до настоящего времени в области развития науки и практики мобильных комплексов остаются нерешенными многие важные вопросы. К их числу относятся: недостаточно широкое использование достоинств уже существующих сборно-разборных систем; невысокие технико-экономические показатели ряда контейнерных зданий; отсутствие серийного производства российских пневматических комплексов; слабая разработанность сборно-разборных систем инженерного обеспечения; недостаточный учет достижений автомобилестроительной и аэрокосмической отраслей для встроенного оборудования и мебели; устаревшая нормативная и методическая литература и другие недостатки.

Проблема повышения эффективности использования мировым сообществом быстровозводимых и мобильных комплексов с максимальной реализацией их преимуществ является сложной международной, политической, научно-технической, социально-экономической и военной задачей. Для ее решения необходимо разработать и воплотить в жизнь национальные, межгосударственные доктрины и базовые принципы применения быстровозводимых и мобильных объектов в различных сферах человеческой деятельности. Концепция и основополагающие принципы таких доктрин должны отражать объективно существующие законы, закономерности и тенденции в эволюционных и революционных путях развития этих специфичных видов строительных объектов.

Основными движущими силами совершенствования мобильных и быстровозводимых систем являются социально-политические потребности общества и экономические возможности их удовлетворения. Система базовых принципов и методов решения указанных проблем опирается на объективную необходимость оперативного создания гибкой и динамичной искусственной среды обитания, на требование существенного повышения комфорта для человека, а также на государственное обеспечение высокого социально-экономического статуса специальных мобильных подразделений общества. Научно обоснованный подход к рассматриваемым проблемам должен основываться на использовании современных передовых методов научного познания, компьютерного математического моделирования, многокритериального анализа и синтеза. При этом важным направлением является обоснование математической модели и научно-технических основ создания мобильных систем "нового поколения". С этой целью предусматривается рассмотрение данных объектов как сложноструктурных социально-технических систем, сочетающих качества не только строительных, но и транспортных, машинных, энергетических, космических и компьютерных технологий, как общегражданского, так и специализированного, в том числе военного назначения.

Разработка перспективных быстровозводимых систем должна базироваться на учете их полного жизненного цикла, состоящего из следующих основных стадий: долгосрочного, среднесрочного и текущего прогнозирования, перспективного и оперативного планирования; экспериментального и типового проектирования; опытного и серийного производства; транспортирования; монтажа; демонтажа; собственно эксплуатации; консервации и ликвидации. Для этого необходимо широко использовать достижения квалиметрической науки для объективной количественной оценки интегральных, комплексных и единичных показателей качества мобильных систем.

Эффективно использование мобильных комплексов и для выполнения специальных задач особыми формированиями: спасательными службами МЧС; силами быстрого развертывания и миротворческими подразделениями Минобороны; внутренними войсками МВД; пограничными войсковыми частями ФПС; мобильными группами ФСБ России. Они позволяют оперативно обустроить пострадавшее от стихийных бедствий население и обеспечивают временное базирование войск. С этой целью должны быть заблаговременно созданы и размещены запасы типовых комплексов быстровозводимых зданий, прежде всего в потенциально опасных с точки зрения чрезвычайных ситуаций регионах. Наборы подобных комплектов должны включать следующие первоочередные объекты: жилые дома и общежития; казармы и полевые госпитали; трейлеры-штабы и модульные магазины; передвижные мастерские и палаточные кухни-столовые; блочные туалетно-душевые установки и тактические телефонные станции; временные укрытия и контейнерные электростанции; блок-посты; котельные; водопроводные и очистные сооружения; полевые прачечные и канализационные станции; похоронные блоки; "сжигающие туалеты"; топливные контейнеры и временные пункты прибытия и базирования авиации и автотранспорта.

Первоочередные усилия в области создания мобильных комплексов "нового поколения" необходимо предпринимать в следующих направлениях: пневматические, телескопические, складывающиеся и раздвижные конструкции; унифицированные многофункциональные контейнеры полной заводской готовности; сборно-разборные сети тепло-, водо - и газоснабжения, канализации; автономные источники инженерного обеспечения; технологии энергоэффективных, экологически чистых, "растущих" и заглубленных объектов; прогрессивные несущие, ограждающие и отделочные строительные материалы - алюминий, металлокерамика, титан, стекловолокно, армированный пенополиуретан, пробка.

Для практической отработки исследуемых вопросов необходимо экспериментальное строительство мобильных жилых и воинских комплексов в обычных и экстремальных условиях, а также проведение совместных учений сил МО, МЧС, МВД, ФПС и ФСБ для оперативного расквартирования, базирования и передислокации специальных контингентов.

Важным направлением в развитии науки о мобильных комплексах являются разработка и издание следующих информационно-справочных материалов по проблеме; руководств для органов управления; профессиональных пособий для войск; иллюстрированных цветных каталогов и популярных книг для массового читателя; учебников для вузов; сводов норм и правил проектирования для проектных учреждений; технологических карт на монтаж и демонтаж для строителей; руководств для эксплуатационных служб. Целесообразно обучение студентов и курсантов, а также повышение квалификации специалистов на базе СПбГАСУ и БИТУ по дисциплине "Строительство и эксплуатация быстровозводимых и мобильных комплексов".

Стратегически важную роль в решении проблем призвано сыграть новое общественное объединение - Международная ассоциация специалистов по мобильным комплексам. К основным направлениям деятельности ассоциации относятся: международная координация усилий специалистов государственной власти, ученых, работников вузов, проектировщиков, военнослужащих, инженеров предприятий стройиндустрии, строителей и эксплуатационных служб; внедрение новых научно-технических достижений в экономику стран; совершенствование нормативно-методической базы; просветительская деятельность; организация международных конференций и выставок. Намечаемая выставка "Выставка-ярмарка лучших образцов национальных мобильных комплексов будущего" будет способствовать межгосударственному прогрессу в области создания динамичной и гармоничной среды обитания для человека в XXI веке.

Сейчас в стране используется 26 основных мобильных конструктивных систем, включающих 18 систем контейнерного и 8 систем сборно-разборного типов. Согласно данным серии строительных каталогов Госстроя РФ класса СК-6, на основе данных систем выпускаются более 250 разновидностей конкретных зданий и сооружений, различающихся по функциональному назначению, мощности, климатическому исполнению, стоимости и другим технико-экономическим показателям. Объем производства на предприятиях варьируется в широком диапазоне - от тысячи до двухсот тысяч квадратных метров общей площади объектов в год. Это позволяет говорить о сложившейся в строительном комплексе страны специальной отрасли индустрии - мобильного домостроения, или отрасли быстровозводимых комплексов (БК).

Обеспеченность строительно-монтажных организаций БК составляет, в среднем по стране, всего 50-55 процентов от расчетно-нормативного уровня. Необходимо с точки зрения системной оценки учесть и другие показатели, согласно которым фактическая степень обеспеченности подрядных подразделений ввиду отсутствия в стране единой системы высококачественной эксплуатации БК составляет чуть более 40 процентов.Такое положение ставит рабочих-строителей в менее выгодные условия по сравнению с рабочими большинства отраслей промышленности, влечет за собой негативные социально-экономические последствия. Особенно существенно данный фактор проявляется в необжитых и неосвоенных районах строительства на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. По некоторым оценкам, в таких условиях на обустройство строителей и их семей затрачивается не менее 20-30 процентов всего времени строительства.

Опираясь на оценку опыта функционирования отечественных быстровозводимых комплексов, можно сформулировать следующие обобщающие выводы по проблеме:

1. Изменения социально-политической обстановки в последние годы, продолжающаяся реформа Вооруженных сил России поставили перед руководством страны новую актуальную и сложную техническую проблему создания принципиально новой по существу системы БК. Строительство капитальных объектов с помощью временных стационарных объектов значительно отстает от реальных потребностей и требует необоснованных крупномасштабных затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Возникло противоречие между возрастающими потребностями в оперативном обустройстве с помощью быстровозводимых комплексов и научно-техническими и экономическими возможностями отрасли по их удовлетворению. Необходимость научно обоснованного разрешения данного противоречия является существом проблемы по созданию новой теории разработки новых систем и прогноза развития их в будущем.

2. Решение проблемы оперативного обустройства может быть найдено за счет широкого использования принципов и методов специального класса строительных комплексов - быстровозводимых комплексов. Быстровозводимые комплексы представляют систему зданий, сооружений, подсистем технического обеспечения, инженерных сетей, объединенных общей территорией в единую общую систему функционально, пространственно и конструктивно взаимосвязанных подсистем, сроки строительства и развертывания которых, как правило, меньше нормативных и обеспечивают оперативное обустройство населения.

3. Основу быстровозводимых комплексов составляют мобильные здания и сооружения, которые являются объектами комплектной заводской поставки, инструкции которых обеспечивают возможность их разборки, свертывания и передислокации. В стране серийно изготавливаются и эксплуатируются два основных типа мобильных объектов: контейнерные и сборно-разборные. Контейнерные здания состоят из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемого на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части. Сборно-разборные здания состоят из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации. Передислокация является перемещением мобильного объекта с помощью транспортных средств с одного места эксплуатации на другое.

4. Проблема оперативного обустройства строителей заключается в размещении заданного контингента с созданием необходимых и достаточных жилищно-бытовых условий в ограниченные сроки, определенные директивами и нормативами, с использованием мобильных, перебазируемых сборно-разборных быстровозводимых зданий, сооружений, инженерного оборудования заводского изготовления для временного или постоянного расквартирования. Под временным обустройством понимается расквартирование с использованием комплексов временных зданий и сооружений при продолжительности нахождения на одном месте до двадцати лет.

5. Значительный опыт оперативного обустройства накоплен в системе бывшего Госстроя РФ, МЧС, строительных подразделениях Минобороны, где методы ускоренного строительства широко применяются с послевоенных лет до сих пор при дислокации строительных подразделений, частей и организаций на строящихся общевойсковых, оборонных и гражданских объектах. Сформировалась специализированная отрасль предприятий строительной индустрии, которые освоили массовый выпуск зданий и сооружений на основе мобильных конструктивных систем "Модуль", "Сокол", СРМ, ЦУБ, "Контейнер" и других, а также мобильных котельных, установок водоснабжения, канализации, электростанций и других комплектно-блочных инженерных объектов. Созданы экспериментальные образцы новых складывающихся, тентовых и пневматических систем ПСС, ТСБ и КПС.

6. В наибольшей степени современным предъявляемым требованиям отвечают технические характеристики воинских зданий и сооружений на основе сборно-разборной конструктивной системы "Модуль", которая позволяет формировать комплексы жилого, производственного, общественного, складского и специального назначения любой мощности для различных климатических условий. Наиболее важными преимуществами системы является высокая мобильность монтажа и демонтажа, легкая транспортабельность, надежность эксплуатации, возможность развития функции во всех направлениях, рациональная модульная координация и размеры конструктивных элементов, высокая оборачиваемость и долговечность, которые обоснованы многолетней практикой эксплуатации объектов в мирное и военное время в России и за рубежом.

Тем не менее ни одна из серийно изготавливаемых и экспериментальных быстровозводимых систем не удовлетворяет в полной мере всей совокупности современных технических требований, предъявляемых к ним: функциональным, строительно-техническим, экономическим, по безопасности и другим. В существующих теоретических разработках отсутствуют научно обоснованные принципы создания новых типов БК, модели их развития, не создана методологическая база для прогноза их совершенствования в будущем.

Над этим и предстоит серьезно потрудиться специалистам отрасли в ближайшее время.

Юрий КАЗАКОВ, доктор технических наук, профессор, помощник ректора СПбГАСУ, советник РААСН. Санкт-Петербург Строительная газета N 006 стр. 5 от 11.02.2005


По материалам сайта http://www.logistics.ru/9/6/i20_22383p1.htm


Copyright © 2007-
ООО «ТИП-ТОП»






 - поставщика оборудования для АЗС Строительный портал!